gototopgototop

Главное меню

Библиотека

Счетчик посещений


mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня4
mod_vvisit_counterВчера143
mod_vvisit_counterНа этой неделе946
mod_vvisit_counterНа прошлой неделе1309
mod_vvisit_counterВ этом месяце4688
mod_vvisit_counterВ прошлом месяце4865
mod_vvisit_counterВсе дни269582
Старт: 7.02.2010г.
Курсы валют 30.08.2014
1 Доллар США 36.9316 0.63
1 Евро 48.6315 0.68
Сейчас на сайте находятся:
 4 гостей 

Вход / Регистрация


ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ОБОСНОВАНИЯ ОТСТУПЛЕНИЙ ОТ ДЕЙСТВУЮЩИХ НОРМ И РАЗРАБОТКИ КОМПЕНСИРУЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ

ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ОБОСНОВАНИЯ ОТСТУПЛЕНИЙ ОТ ДЕЙСТВУЮЩИХ НОРМ И РАЗРАБОТКИ КОМПЕНСИРУЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ

Профессор АГПС МЧС России
Кирюханцев Е.Е.
к.т.н., доцент

Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (утверждено постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 87, п. 5) установлено «в случаях, если для разработки проектной документации на объект капитального строительства недостаточно требований по надежности и безопасности, установленных нормативными техническими документами, или такие требования не установлены, разработке документации должны предшествовать разработка и утверждение в установленном порядке специальных технических условий».

Документами, регламентирующими порядок разработки и согласования специальных технических условий, требования к их содержанию, являются:
Порядок разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства (введен в действие приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (далее – Минрегион России) от 01.04.2008 г. № 36) (далее – Порядок);
Инструкция о порядке согласования отступлений от требований пожарной безопасности, а также не установленных нормативными документами дополнительных требований пожарной безопасности (введена в действие приказом МЧС России от 16.03.2007 г. № 141) (далее – Инструкция).

В соответствии с новыми требованиями на титульный лист, наряду с Разработчиком и Заказчиком, вносится согласующая подпись от Минрегион России. Должностным лицом, которому предоставлено право подписи СТУ, является Заместитель Министра Круглик С.И. На каждом листе документа ставится согласующая подпись Департамента строительства Минрегиона России.

Повышение уровня согласования СТУ привело к удорожанию экспертизы и в настоящее время, по имеющейся практике, общая стоимость разработки и согласования СТУ составляет не менее 1,5 млн. рублей.

В целом СТУ должны содержать всестороннюю Концепцию обеспечения пожарной безопасности проектируемого объекта, отражающие все отступления от норм пожарной безопасности и мероприятия, обеспечивающие компенсацию каждого из этих отступлений, позволяющих в конечном итоге не допустить превышения установленных пределов пожарных рисков.

Разработка СТУ проводится в соответствии с техническим заданием заказчика (инвестора) проектной организацией, научно-исследовательской или другой организацией, обладающей научно-техническим потенциалом и опытом практической работы в соответствующей области.

В техническом задании должны быть приведены краткое обоснование необходимости разработки СТУ, данные об уровне ответственности объектов в соответствии с действующими строительными нормами, а также другие требования, необходимые для разработки СТУ, в том числе требования, связанные с пожарной и сейсмической безопасностью.

В СТУ должны содержаться следующие данные:
детальное обоснование необходимости разработки СТУ и недостающие нормативные требования для данного конкретного объекта, излагаемые в соответствии со структурой действующих технических норм в данной области;
перечень вынужденных отступлений от требований действующих технических нормативных документов, содержащий обоснование их необходимости и мероприятия, компенсирующие эти отступления.

Кроме того, в СТУ должны быть приведены:
основание для строительства;
данные, включающие наименование и место расположения объекта и условия строительства;
сведения об инвесторе (заказчике), генеральной проектной организации и разработчике СТУ;
описание объекта в целом и его важнейших элементов с изложением объемно-планировочных и конструктивных решений с приложением схемы организации земельного участка и чертежей архитектурно-планировочных решений.

Порядок согласования СТУ в органах госпожнадзора определен Инструкцией.

В соответствии с этим документом установлена следующая ответственность по рассмотрению СТУ на различные виды объектов в органах госпожнадзора различного уровня.

Управлением государственного пожарного надзора МЧС России (далее - УГПН МЧС России) рассматриваются технические условия, разработанные:
для зданий (сооружений), на которые отсутствуют противопожарные нормы, а также для многоквартирных жилых домов высотой более 75 м, других зданий высотой более 50 м, зданий с числом подземных этажей более одного, для особо сложных и уникальных зданий, а также объектов, расположенных на территории двух и более субъектов Российской Федерации;
пожарно-техническими научно-исследовательскими заведениями и пожарно-техническими учебными заведениями для зданий и сооружений вне зависимости от места расположения объекта.

Управлениями государственного пожарного надзора главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации (далее - УГПН ГУ МЧС России) рассматриваются технические условия, разработанные на:
здания (сооружения), не перечисленные в ПРЕДЫДУЩЕМ пункте;
здания (сооружения), содержащие технические решения, аналогичные ранее согласованным в технических условиях главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору или одним из его заместителей.

Отделами (отделениями, инспекциями, группами) государственного пожарного надзора подразделений федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, рассматриваются технические условия, разработанные на:
здания (сооружения), не ПОДЛЕЖАЩИЕ РАССМОТРЕНИЮ УГПН МЧС РФ, расположенные на территории закрытых административно-территориальных образований;
здания (сооружения), содержащие технические решения, аналогичные ранее согласованным в технических условиях главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору или одним из его заместителей, расположенные на территории закрытых административно-территориальных образований.

Для рассмотрения технических условий в органе ГПН создается нормативно-технический совет (далее - Совет).

Совет возглавляет начальник органа ГПН. В состав Совета включаются наиболее квалифицированные сотрудники органа ГПН. К работе в Совете привлекаются специалисты в области организации пожаротушения, эксплуатации пожарной техники, а также инженерно-технические работники и иные специалисты научно-исследовательских, проектных, строительных и других организаций.

При рассмотрении технических условий анализируется:
пожарная опасность объекта;
эффективность и приоритетность мероприятий по обеспечению безопасности людей при пожаре;
возможность спасения людей;
эффективность мероприятий, направленных на предотвращение и ограничение распространения пожара;
возможность доступа пожарных подразделений к очагу пожара и подачи средств пожаротушения с учетом расположения и технического оснащения пожарных подразделений.

При анализе пожарной опасности объекта и оценки эффективности противопожарных мероприятий могут использоваться расчетные сценарии развития пожара, распространения опасных факторов пожара, эвакуации людей, методы оценки пожарного риска, в том числе для третьих лиц.

Заседание экспертного совета УГПН мероприятие достаточно серьезное и к нему необходимо серьезно готовиться. За 15-20 минут (столько времени выделяется для доклада) необходимо полностью раскрыть схему противопожарной защиты объекта. Поэтому иллюстрационные материалы должны обладать высокой наглядностью и сопровождаться поясняющими надписями, позволяющими исключить возможные вопросы по сути предлагаемых компенсирующих мероприятий и их эффективности.

Из практики, на заседании экспертного совета обязательно должны присутствовать авторы СТУ, а также Заказчик и Генеральный проектировщик. Их присутствие необходимо для ответов на возможные вопросы, в частности об организации тушения пожара на объекте силами ГПС.

Еще одна особенность – для разработки оперативных планов пожаротушения (требуется для уникальных объектов) целесообразно привлекать специалистов кафедр соответствующих учебных заведений или подразделений ГПС, занимающихся тушением пожаров.

При положительном заключении в органах ГПН СТУ передается в Минрегион России.

Для рассмотрения вопроса о согласовании СТУ заказчик строительства представляет в Минрегион России следующие документы (далее именуется - Документация):
составленное в произвольной форме заявление заказчика строительства на имя Министра регионального развития Российской Федерации о рассмотрении СТУ, подписанное руководителем или лицом, исполняющим его обязанности, и заверенное печатью организации (в случае, если заявление подается юридическим лицом);
пояснительную записку, содержащую информацию о необходимости разработки СТУ, принятых проектных технических решениях, компенсирующих мероприятиях (в случае принятия решений об отступлении от действующих технических норм), описание нормативных положений, содержащих новые технические требования (в случае разработки новых требований), информацию об обеспечении безопасности объекта, а также при необходимости - информацию о согласовании СТУ с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. СТУ, содержащие технические требования на проектирование и строительство объектов в части обеспечения пожарной безопасности, представляются при наличии положительного заключения МЧС России;
проект СТУ в двух экземплярах, подписанный должностными лицами разработчика;
копию технического задания на разработку СТУ, заверенного руководителем заказчика строительства или лицом, исполняющим его обязанности.

Представленная заказчиком строительства Документация возврату не подлежит, за исключением случаев, установленных Порядком.

В случае если Документация представлена в Минрегион России с нарушением перечня, она возвращается заказчику строительства без рассмотрения по существу в течение десяти календарных дней со дня представления Документации в Минрегион России.

Из Минрегиона России СТУ направляют в одну из двух экспертных организаций: НИЦ «Строительство» или ЦНС «Методология строительства».

Процесс согласования достаточно сложный и занимает, как правило, около двух месяцев.

В случае принятия положительного решения согласование СТУ оформляется путем проставления на титульном листе СТУ согласующей подписи Министра либо уполномоченного приказом лица, а также проставления на каждом листе СТУ (на двух экземплярах) согласующей подписи директора Департамента.

После согласования СТУ они подлежат утверждению Заказчиком.

О принятом решении заказчик строительства уведомляется Минрегионом России в течение трех рабочих дней со дня принятия решения путем направления соответствующего письменного уведомления. Уведомление может быть подписано Министром, курирующим заместителем Министра, директором Департамента или лицами, исполняющими их обязанности на основании приказа.

В случае согласования СТУ к уведомлению прилагается экземпляр СТУ, оформленный СООТВЕТСТВУЮЩИМ ОБРАЗОМ.

В случае отказа в согласовании СТУ к уведомлению прилагается:
копия Заключения;
один экземпляр СТУ.

После устранения причин, послуживших основанием для отказа в согласовании СТУ, Документация может быть повторно представлена на согласование в общем порядке.

Практический совет. Согласование СТУ целесообразно проводить на этапе, как минимум, стадии проектирования 50%-ной готовности, когда у всех участников проекта есть полное понимание проектных решений. В противном случае любое изменение, вносимое в СТУ, требует нового процесса согласования в полном объеме.

 
web.chepelovy.ru
-